Мировая судоходная отрасль переживает настоящую трансформацию. Несмотря на общее замедление на рынке строительства новых судов, заказы на корабли, использующие альтернативные виды топлива, демонстрируют взрывной рост. Сжиженный природный газ (СПГ) утвердился в роли безусловного лидера этого перехода, знаменуя собой новую эру в морских перевозках.
Согласно последним данным аналитической платформы DNV, за первую половину 2025 года объем заказов на суда с альтернативными силовыми установками по валовой вместимости подскочил на 78% по сравнению с прошлым годом. Это говорит о фундаментальном сдвиге в распределении капитала: судовладельцы все чаще вкладывают средства в активы, готовые к будущим экологическим вызовам, подталкиваемые ужесточением нормативных требований и целями по декарбонизации.
Всего за шесть месяцев был заказан 151 такой корабль, и львиная доля — 87 судов — будет работать на сжиженном природном газе. Основным драйвером роста стал сегмент контейнерных перевозок, однако значительные заказы также размещены на танкеры и балкеры. Это подтверждает, что переход на «зеленое» топливо перестал быть нишевой стратегией и превратился в ключевое инвестиционное решение для крупнейших игроков рынка.
Как отмечают эксперты, отрасль вступает в новую фазу. «Мы наблюдаем, как формируется вторая волна судовладельцев, которые интегрируют альтернативные виды топлива и технологии в свои основные бизнес-стратегии, — комментирует Кнут Эрбек-Нильссен, генеральный директор DNV Maritime. — Даже на фоне замедления рынка новостроев выбор топлива диверсифицируется, а декарбонизация становится частью повседневного принятия решений».
Хотя СПГ остается доминирующим выбором, метанол также набирает популярность — на него пришлось 40 заказанных судов. Такие виды топлива, как аммиак и водород, пока остаются экзотикой, но единичные заказы свидетельствуют о растущем доверии к их долгосрочному потенциалу. Эксперты ожидают, что по мере прояснения нормативной базы со стороны Международной морской организации (IMO) в ближайшие месяцы, переход на альтернативные топлива только ускорится.
Параллельно с обновлением флота развивается и необходимая для него инфраструктура. Так, за полгода было заказано 13 новых судов-бункеровщиков СПГ, которые пополнят глобальный флот из 62 уже действующих единиц. Этот рост отражает прямую связь между заказами на газовые суда и созданием логистики для их обслуживания, что делает СПГ еще более привлекательным и практичным выбором для судовладельцев по всему миру.