НОВАТЭК столкнулся с задержкой ключевой перевалки СПГ в Арктике

Российская компания НОВАТЭК столкнулась с логистическими сложностями на своем флагманском проекте «Ямал СПГ». Завод до сих пор не начал запланированную перевалку сжиженного природного газа по схеме «борт-в-борт» в районе острова Кильдин в Баренцевом море. Эта операция является ключевым элементом новой логистической цепочки, выстроенной в ответ на ограничения со стороны Европейского союза, который планирует запретить подобные услуги для российского СПГ в своих портах с марта 2025 года.

Согласно данным аналитической компании Kpler, к середине ноября не было зафиксировано ни одной операции по перегрузке СПГ в новом российском пункте. Вместо этого танкеры-газовозы более низкого ледового класса Arc4 продолжают идти напрямую в арктический порт Сабетта, где находится завод, в сопровождении ледоколов. Эксперты отмечают, что такая схема является временной, поскольку с усилением ледовой обстановки в декабре навигация для судов класса Arc4 станет невозможной даже при поддержке ледокольного флота.

Логистическая модель «Ямал СПГ» изначально строилась на эффективном использовании специализированного флота. Танкеры усиленного ледового класса Arc7, способные самостоятельно работать в тяжелых льдах Арктики, доставляли газ из Сабетты до европейских портов – бельгийского Зебрюгге или французского Монтуар-де-Бретань. Там СПГ перегружался на обычные конвенциональные танкеры, которые уже доставляли его конечным потребителям. Это позволяло дорогим арктическим газовозам быстро возвращаться за новой партией, оптимизируя их загрузку. Перевалочный комплекс у острова Кильдин должен был полностью заменить европейские терминалы.

Причины задержки с запуском перевалки в российских водах официально не называются. Известно, что сам временный перевалочный комплекс не находится под прямыми санкциями США или ЕС. Изначально он принадлежал компании «Арктическая перевалка», попавшей под санкции США, однако позже был передан другой структуре – АО «Артексис», к которой ограничительные меры не применялись. Некоторые аналитики предполагают, что задержка может быть связана с осторожностью иностранных судовладельцев, чьи танкеры зафрахтованы для проекта. Флот «Ямал СПГ» включает суда, принадлежащие канадской, греческой, японской и китайской компаниям.

По мнению экспертов, в краткосрочной перспективе отсутствие перевалки на Кильдине не должно критически сказаться на объемах отгрузки, сообщает издание «Коммерсант». Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев полагает, что в качестве альтернативы можно использовать перегрузочный комплекс «Саам ПХГ» в Ура-губе, который лучше защищен от ветров. В то же время аналитик Александр Собко предупреждает, что если все возможности по перевалке «борт-в-борт» окажутся недоступны, а ЕС в будущем полностью откажется от российского СПГ, это создаст серьезные проблемы для завода. В таком случае транспортное плечо для арктических танкеров резко возрастет, а их количества может не хватить для вывоза всего производимого объема газа в зимний период. Однако такой сценарий на данный момент считается маловероятным.

Еще от автора