
Судостроительный комплекс «Звезда», расположенный в городе Большой Камень Приморского края, передал заказчику первый построенный в России танкер-газовоз для перевозки сжиженного природного газа. Церемония сдачи судна «Алексей Косыгин» состоялась 24 декабря 2025 года. В мероприятии приняли участие глава компании-заказчика «Совкомфлот» Игорь Тонковидов, генеральный директор ССК «Звезда» Сергей Целуйко, а также представители Российского морского регистра судоходства, которые осуществляли техническое наблюдение за ходом строительства.
Газовоз «Алексей Косыгин» (IMO 9904546) стал первым судном подобного типа, построенным на отечественных мощностях, и сразу получил усиленный ледовый класс Arc7. Танкер назван в честь председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина, который принимал непосредственное участие в создании «Совкомфлота» в 1973 году. Судно будет эксплуатироваться под государственным флагом Российской Федерации, портом приписки выбран Санкт-Петербург. Экипаж состоит из 29 российских моряков.
Реализация проекта столкнулась со значительными сложностями, вызванными отсутствием опыта строительства таких судов в России и внешним санкционным давлением. Ограничительные меры затронули как сам завод «Звезда» и заказчика «Совкомфлот», так и проект «Арктик СПГ-2», для которого предназначено судно. Дополнительным фактором, повлиявшим на сдвиг сроков, стал уход технологического партнера — южнокорейской компании Samsung Heavy Industries.
Резка металла для головного судна серии началась в ноябре 2020 года, а закладка киля состоялась в июне 2021 года. Изначально сдача планировалась на март 2023 года, однако сроки неоднократно переносились — сначала на год, затем на конец 2024 года и начало 2025 года. Фактическая передача произошла только в конце 2025 года. Церемония имянаречения прошла еще в сентябре 2023 года. В декабре 2024 года судно вернулось на верфь после ходовых испытаний, но для завершения всех процедур потребовался еще год. Основная сложность заключалась в проведении газовых испытаний, которые ССК «Звезда» выполняла впервые. В декабре 2025 года танкер вышел на финальные тесты, которые завершились успешно.
«Алексей Косыгин» является головным судном проекта Yamalmax Samsung 172. Его длина составляет 300 метров, ширина — 48,8 метра, осадка — 11,7 метра. Дедвейт танкера достигает 81 тысячи тонн, а вместимость — 172,6 тысячи кубических метров. Судно оснащено системой хранения СПГ мембранного типа. Ледовый класс Arc7 позволяет газовозу самостоятельно преодолевать лед толщиной более двух метров, что необходимо для работы в суровых климатических условиях. Мощность пропульсивного комплекса составляет 45 МВт, она обеспечивается тремя полноповоротными винторулевыми колонками по 15 МВт каждая, производство которых локализовано в Большом Камне на предприятии ВРК «Сапфир».
Танкер передан «Совкомфлоту» для работы по долгосрочному тайм-чартерному контракту в рамках проекта «Арктик СПГ-2». Точная дата начала работы судна на проекте пока не определена, запись о нем в регистровой книге РС на момент передачи отсутствовала. Ожидается, что прибытие «Алексея Косыгина» станет существенной поддержкой для «Арктик СПГ-2». На данный момент в распоряжении проекта находится только один газовоз класса Arc7 — «Кристоф де Маржери», так как суда меньшего ледового класса не могут добраться до отгрузочного терминала из-за сложной ледовой обстановки.
Всего для вывоза сжиженного газа с «Арктик СПГ-2» планировалось строительство 21 газовоза: 15 на ССК «Звезда» и 6 на южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Корейская сторона построила все шесть судов, включая три по российскому заказу, однако их передача была заблокирована. Из серии, строящейся на «Звезде», помимо головного судна, на воду уже спущены танкеры «Петр Столыпин» и «Сергей Витте». В сухом доке ведется формирование корпусов еще двух судов — «Константин Посьет» и «Виктор Черномырдин».
Ранее сообщалось о возможности сдачи первого серийного танкера «Петр Столыпин» в первом квартале 2025 года, а следующего судна «Сергей Витте» — до конца 2025 года. Одной из ключевых технологических проблем для продолжения серии стали криогенные емкости. Французская компания GTT успела оснастить мембранными системами хранения Mark III только первые два танкера до своего ухода с российского рынка. Для третьего и последующих судов вопрос с емкостями решается альтернативными путями; отечественная мембранная технология уже разработана и получила предварительное одобрение регулятора.