Норвежский консорциум приступил к разработке новаторского решения для декарбонизации морского транспорта, нацеленного на улавливание и хранение углекислого газа от силовых установок на твердооксидных топливных элементах (SOFC), работающих на сжиженном природном газе (СПГ). Проект, получивший название LNGameChanger, объединил усилия поставщика морских технологий HAV Group, оператора прибрежных круизов Havila Voyages, газовой компании Molgas Norway (ранее известной как Gasnor) и исследовательского института SINTEF.
О запуске этого потенциально революционного исследовательского проекта было объявлено на пресс-конференции в Олесунне, Норвегия, которая прошла на борту прибрежного круизного лайнера Havila Capella, принадлежащего Havila Voyages. Гуннар Ларсен, генеральный директор HAV Group, заявляет, что проект LNGameChanger направлен на создание основы для нового продукта — решения с низким или нулевым уровнем выбросов для морской отрасли. Он подчеркивает, что это решение будет ориентировано на растущий рынок СПГ и существующую инфраструктуру, предлагая превосходную эффективность по сравнению с альтернативами. Ларсен предполагает, что в случае успеха СПГ может стать не просто переходным топливом, а постоянно жизнеспособным вариантом для морского транспорта с низким уровнем выбросов, наряду, например, с водородом.
В случае положительных результатов проекта LNGameChanger, его владелец, HAV Group, имеет четкое намерение довести решение до коммерческой стадии и включить его в свой растущий портфель решений с низким и нулевым уровнем выбросов для морского сектора. Основная цель проекта LNGameChanger заключается в разработке инновационной декарбонизированной судовой силовой установки на СПГ, которая сочетает технологию SOFC с высокоэффективной системой сжижения и хранения углекислого газа (CO2) непосредственно на борту судна. Ожидается, что это позволит достичь интенсивности выбросов эквивалента CO2, соответствующей предельным нормам, установленным на период 2045–2050 годов.
Дополнительные цели включают подтверждение целевых показателей энергоэффективности и выбросов для силовой установки SOFC с улавливанием CO2 в автономном режиме. Проект также предусматривает создание конкретного примера использования (user case) с разработкой дизайна судна и соответствующего эксплуатационного профиля для анализа характеристик нагрузки и выполнения симуляций рейсов. В качестве такого примера могут выступить четыре прибрежных круизных судна компании Havila Voyages. Будет определена производительность силовой установки SOFC, интегрированной с бортовой системой улавливания и хранения углерода (OCCS), а также оценены общие требования к пространству, весу и адаптируемость для морского применения.
Четыре круизных лайнера Havila Voyages уже сегодня используют СПГ в качестве топлива в сочетании с аккумуляторными батареями. Являясь одним из ведущих судовладельцев Норвегии в области инновационного «зеленого» судоходства, компания проявляет большой интерес к проекту LNGameChanger. Бент Мартини, генеральный директор Havila Voyages, говорит, что у компании есть четкие амбиции двигаться к углеродной нейтральности и, в конечном итоге, к нулевым выбросам, и что это может быть достигнуто с их текущим флотом. Он отмечает, что этот проект представляет для них большой интерес, поскольку их основным источником энергии сегодня является СПГ, и они с нетерпением ожидают результатов и возможностей, которые он откроет. Мартини добавляет, что для соответствия будущим требованиям и достижения целей более «зеленого» будущего нельзя замыкаться на одном направлении; необходимо исследовать доступные возможности, чтобы найти наилучшее решение как для окружающей среды, так и с точки зрения бизнеса.
Помимо бортовых процессов, проект LNGameChanger также затронет потребности инфраструктуры, связанные с децентрализованным сбором и транспортировкой CO2 в портах. Это включает изучение потенциальной синергии такой логистики с существующей дистрибуцией СПГ. Андерс Торп Рёд, управляющий директор Molgas Norway, ведущего покупателя, дистрибьютора и продавца природного газа для промышленных и морских секторов в Норвегии, поясняет, что эта технология может открыть путь к крупномасштабному решению с низким уровнем выбросов, которое использует хорошо известную и надежную цепочку поставок энергии для секторов, где сложно сократить выбросы. Он подчеркивает, что Molgas Energy поддерживает разработки, направленные на снижение выбросов на основе доступных технологий и продуктов.
Международное судоходство обеспечивает около 80% мировой торговли товарами и отвечает примерно за 3% глобальных выбросов парниковых газов. Хотя на СПГ приходится лишь около 4% топливного рынка, прогнозируется существенный рост числа судов, работающих на СПГ, поскольку мировое судоходство вступает в фазу перехода на новые виды топлива и технологии. По данным платформы Alternative Fuels Insights (AFI) классификационного общества DNV, количество судов на СПГ удвоилось в период с 2021 по 2024 год, при этом рекордное количество (169) было поставлено в 2024 году. К концу 2024 года в эксплуатации находилось 641 судно на СПГ, и, судя по портфелю заказов, это число, как ожидается, удвоится к концу десятилетия. Гуннар Ларсен также напоминает, что в период с 2024 по 2026 год Система торговли выбросами ЕС (EU ETS) постепенно распространяется на морской транспорт, а с 2025 года вступает в силу регламент FuelEU Maritime. Это создает дополнительные стимулы для разработки и внедрения технологий сокращения или устранения выбросов CO2 в судоходстве.
Норвежский исследовательский совет выделил проекту LNGameChanger грант в размере около 5 миллионов норвежских крон на двухлетний период его реализации, что обеспечит основу для исследовательской деятельности института SINTEF. Партнеры по проекту — HAV Group, Havila Voyages и Molgas Norway — будут активно участвовать в его выполнении. Для HAV Group это включает привлечение технических экспертов по интеграции судов и систем, нормативно-правовому соответствию, оценке рисков, а также общее управление проектом. Первым шагом проекта LNGameChanger станет проведение необходимых технико-экономических обоснований и симуляций для определения готовности к переходу на этап демонстрации прототипа декарбонизированной силовой установки SOFC в рамках последующего проекта. Дэвид Берстад, научный сотрудник SINTEF, выражает энтузиазм по поводу участия в проекте и отмечает, что SINTEF участвует в растущем портфеле проектов, сфокусированных на различных решениях для декарбонизации морской индустрии. Он считает концепцию с низким или нулевым уровнем выбросов, сочетающую устоявшееся морское топливо с инновационной технологией улавливания CO2, перспективным решением, применимым ко многим типам судов.