Газовые артерии мира под угрозой: будущее СПГ решается в узких проливах



Мировые рынки природного газа вступают в эпоху повышенной турбулентности, становясь все более рискованными и уязвимыми для любых сбоев в цепочках поставок. Исторически на цены и баланс спроса и предложения влияли самые разные события: от проблем с безопасностью на экспортных терминалах и экономических кризисов до стихийных бедствий и резких колебаний в производстве возобновляемой энергии.

Особую тревогу вызывают так называемые морские «бутылочные горлышки» — узкие проливы, через которые проходят ключевые торговые маршруты. Любые проблемы на этих участках неминуемо ведут к росту транспортных расходов, увеличению сроков доставки и хаосу в глобальной торговле. Так, Панамский канал страдает от засухи, ограничивающей судоходство, а Малаккский пролив, важнейший для поставок в Азию, сталкивается с угрозой пиратства.

Однако главное внимание сегодня приковано к Ормузскому проливу, связывающему Персидский залив с мировым океаном. Через эту узкую водную артерию проходит около 20% всего мирового экспорта сжиженного природного газа (СПГ), в основном из Катара и ОАЭ. Несмотря на постоянную геополитическую напряженность в регионе, пролив пока остается открытым, но сама ситуация в очередной раз демонстрирует, на каком тонком волоске висит стабильность мирового энергетического рынка.

Хотя основным рынком сбыта СПГ с Ближнего Востока является Азия, энергетическая безопасность Европы также оказывается под прямой угрозой. В 2024 году на долю европейских стран пришлось 13% экспорта СПГ из Катара и ОАЭ, прошедшего через Ормузский пролив. Наиболее зависимыми от этих поставок оказались Италия, Бельгия и Польша. Например, почти половина (45%) всего итальянского импорта СПГ в 2024 году поступила из Катара.

Напряженность в другом регионе, у пролива Баб-эль-Мандеб, уже привела к сокращению транзита СПГ через Суэцкий канал и заставила Европу снизить закупки катарского газа. Это наглядно показывает, как локальные конфликты могут мгновенно отразиться на энергобалансе целого континента. В результате таких перебоев маршруты меняются: доля СПГ, идущего в обход Африки через мыс Доброй Надежды, выросла с 7% в 2021 году до 15% в 2024 году.

Непредсказуемость поставок приводит к резким скачкам цен. На спотовом рынке разворачивается настоящая борьба за танкеры с газом между европейскими и азиатскими покупателями. Это привело к тому, что в августе 2022 года цена на газ в Европе достигла рекордных отметок, а общие расходы стран ЕС на импорт СПГ за три года (2022–2024) составили колоссальные 225 миллиардов евро. Для рядовых потребителей высокие цены на газ напрямую трансформируются в рост счетов за электричество, поскольку газовые электростанции часто определяют финальную стоимость энергии.

В этих условиях Европа ищет пути для снижения своей уязвимости. Ключевой стратегией становится сокращение потребления газа, которое за период с 2021 по 2024 год уже удалось уменьшить на 20%. Дальнейшее укрепление энергетической независимости континент связывает с диверсификацией источников энергии, масштабным внедрением возобновляемых технологий, электрификацией и повышением общей энергоэффективности. Только так можно ослабить зависимость от импортного ископаемого топлива и защитить свою экономику от внешних шоков.

Новая эра на юге: Австралия запускает самые южные в мире СПГ-паромы

Крупная СПГ-сделка: Centrica и PTT нацелились на азиатский рынок

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *