
На комплексе по производству сжиженного природного газа «Портовая», расположенном на побережье Балтийского моря, впервые была осуществлена заправка нефтяного танкера, использующего в качестве топлива СПГ. Это событие произошло на фоне постепенного восстановления экспортной деятельности предприятия. В начале текущего года завод, принадлежащий компании «Газпром», попал под ограничительные меры со стороны США, что привело к временной остановке поставок за рубеж. В течение нескольких месяцев отгрузки ограничивались исключительно Калининградской областью, однако осенью поставки в Китай возобновились. Текущие темпы логистики пока не позволяют предприятию выйти на полную проектную мощность, поэтому бункеровка судов рассматривается как дополнительная возможность для загрузки мощностей.
Согласно данным автоматических идентификационных систем, к терминалу комплекса «Портовая» пришвартовался нефтяной танкер «Океанский проспект», входящий в флот российской компании «Совкомфлот». Эксперты отмечают, что это первый случай заправки судна на сжиженном природном газе непосредственно на данном заводе. «Океанский проспект» относится к новой серии судов, спроектированных для работы на экологически чистом топливе. «Совкомфлот» принял этот танкер в эксплуатацию в конце декабря 2022 года; строительство велось на дальневосточной судоверфи «Звезда».
Использование сжиженного природного газа в качестве основного топлива позволяет таким судам существенно улучшить экологические показатели. По информации судовладельца, эксплуатация танкеров на СПГ значительно снижает объем выбросов в атмосферу углекислого газа и оксидов азота. Кроме того, выбросы мелкодисперсных частиц, таких как сажа, и оксидов серы сводятся к нулю. На данный момент в распоряжении «Совкомфлота» находится несколько подобных «зеленых» нефтяных танкеров. Парк компании продолжает пополняться: в ноябре был получен еще один танкер для перевозки нефтепродуктов, работающий на газовом топливе – «Иван Айвазовский».
Среднетоннажный комплекс СПГ «Портовая» с проектной мощностью 1,5 миллиона тонн был запущен в сентябре 2022 года. На начальном этапе работы грузы направлялись преимущественно в Грецию и Турцию. В прошлом году география поставок расширилась: значительная часть партий уходила в Китай, также появились маршруты в Испанию. Ситуация изменилась в январе, когда после объявления американских санкций погрузки на экспорт остановились, и основной объем топлива в текущем году был перенаправлен на нужды Калининградской области.
Осенью экспортные операции возобновились с использованием новых логистических схем. Газовоз Perle осуществил перегрузку первой партии балтийского СПГ на другое судно у берегов Малайзии. Кроме того, на текущей неделе еще один газовоз, Valera, успешно доставил груз непосредственно в Китай, разгрузившись на терминале в городе Бэйхай. Танкер «Океанский проспект» встал на заправку вскоре после того, как судно Perle забрало очередную партию продукции. 12 декабря Perle проходил пролив Ла-Манш, предположительно направляясь в сторону азиатских рынков. Пока неизвестно, станет ли практика заправки «зеленых» танкеров на комплексе регулярной, однако это позволяет поддерживать работу завода, отгрузки с которого все еще остаются ниже максимальных показателей.