Европейская комиссия в феврале 2025 года представила «План действий по обеспечению доступной энергии» в рамках «Чистой промышленной сделки». Цель плана – снижение цен на энергоносители, стабилизация рынков и предотвращение будущих потрясений в европейской энергетической системе. Основной причиной высоких цен на энергию в документе названы импортируемые ископаемые виды топлива. В качестве решения предлагается ускорить развитие более дешевых возобновляемых источников энергии и повысить энергоэффективность.
В то же время, план предлагает изучить «японскую модель» инвестиций в сжиженный природный газ (СПГ), которая предполагает прямые зарубежные инвестиции в проекты по экспорту СПГ и совместные закупки европейскими импортерами. Возникает вопрос, насколько целесообразно брать пример с Японии для снижения цен на энергию в Европе.
Японский подход представляет собой комплекс политических директив, финансовых рычагов и стимулов в области энергетической безопасности, которые разрабатывались более семи десятилетий. Эти инструменты поддерживают всю цепочку создания стоимости СПГ. Более развитые рынки улучшают доступ страны к обильным поставкам СПГ, а также к центрам спроса, где Япония может перепродавать излишки.
В этом подходе участвуют различные игроки. Государственные финансовые институты, такие как Японский банк международного сотрудничества (JBIC), часто имеют законодательные полномочия по обеспечению внутренней энергетической безопасности через финансирование СПГ. Другие агентства, такие как Японское агентство международного сотрудничества (JICA) и Японская организация по обеспечению безопасности металлов и энергетики (JOGMEC), предоставляют финансирование и техническую помощь, часто для поддержки японских интересов за рубежом. Nippon Export and Investment Insurance (NEXI) предоставляет страхование и гарантии японским предприятиям при осуществлении зарубежных транзакций.
Япония считается одним из крупнейших поставщиков государственного финансирования для ископаемого топлива. За последнее десятилетие государственные финансовые институты страны выделили 56 миллиардов долларов США на зарубежные газовые проекты, в основном в виде займов и гарантий. JBIC является основным вкладчиком, предоставив почти 19 миллиардов долларов США на проекты по газу и СПГ с 2016 года.
Государственное финансирование помогает снизить барьеры для инвестиций в ископаемое топливо, побуждая частные японские компании и банки участвовать в проектах СПГ наряду со страхованием, гарантиями, займами и инвестициями в акционерный капитал, поддерживаемыми государством. Три японских мегабанка – Mitsubishi UFJ Financial Group, Mizuho и SMBC Group – входят в пятерку крупнейших мировых финансистов проектов СПГ, предоставив более 27 миллиардов долларов США с 2021 по 2023 год.
Министерство экономики, торговли и промышленности Японии (METI) также поставило цель на 2030 год, чтобы японские компании осуществляли транзакции с СПГ в объеме не менее 100 миллионов тонн в год. Несмотря на то, что внутренний спрос Японии на СПГ упал на 25% с 2014 года, фиксированная цель подразумевает, что компании должны продолжать инвестировать в новые поставки СПГ, одновременно перепродавая большие объемы за границу.
Долгосрочная стратегия закупок и инвестиции Японии в проекты СПГ направлены на сохранение доминирующего положения в отрасли и обеспечение более выгодных цен в условиях неопределенности будущего спроса на энергию. Японские компании, являющиеся одними из крупнейших импортеров СПГ в мире, демонстрируют готовность вести жесткие переговоры с мировыми поставщиками.
Однако японские компании также должны иметь возможность перепродавать излишки СПГ, учитывая, что ядерная энергия и возобновляемые источники энергии замещают внутренний спрос страны на это топливо. Крупнейшие японские покупатели СПГ неоднократно заявляли о своем намерении перепродавать больше грузов в Южную и Юго-Восточную Азию из-за снижения спроса внутри страны.
Перепродажа грузов требует значительного опыта в торговле, маркетинге, судоходстве и переработке СПГ. Многие японские покупатели управляют торговыми отделами на ключевых рынках и напрямую фрахтуют танкеры для перевозки СПГ, что позволяет им реагировать на арбитражные возможности в режиме реального времени. Инвестиции в терминалы для импорта, газораспределительные сети, электростанции и другие объекты стимулируют спрос, создавая возможности для перепродажи. По состоянию на июль 2024 года японские компании участвовали в более чем 30 проектах по переработке газа в Юго-Восточной Азии.
Некоторые европейские нефтегазовые компании обладают такими возможностями, но развитие бизнеса по торговле СПГ может быть дорогостоящим и рискованным для других. Японские газовые компании, которые все больше ориентируются на перепродажу СПГ, фактически переходят от предсказуемой регулируемой прибыли на внутреннем рынке к высоковолатильной прибыли на мировых сырьевых рынках. Переход к более неопределенным денежным потокам влияет как на кредитные рейтинги, так и на приемлемость акций и долговых обязательств для различных инвесторов.
Стратегия Японии в отношении СПГ разрабатывалась на протяжении десятилетий и включала значительную государственную и частную финансовую поддержку. Помимо расходов на развитие цепочки создания стоимости СПГ, страна заплатила 41 миллиард долларов США за импорт СПГ в 2024 году по сравнению с 30 миллиардами долларов США в 2016 году. Счет Японии за импорт СПГ увеличился, несмотря на падение спроса и влияние японских покупателей на мировом рынке.
Долгосрочные контракты на закупку СПГ помогают изолировать Японию от волатильности на спотовых рынках. Однако данные таможни показывают, что счет страны за импорт СПГ все же увеличился до более чем 64 миллиардов долларов США в 2022 году после начала российско-украинского конфликта, что привело к рекордному торговому дефициту. В результате высокой зависимости от СПГ цены на электроэнергию для домохозяйств в Японии, как сообщается, более чем в два раза превышают средний показатель по Азии. По мере падения спроса на СПГ в стране японские компании инвестируют в новые поставки, одновременно развивая торговые сегменты и отношения с ключевыми рынками роста СПГ по всей Азии. Этот сдвиг рискован, подвергая японских трейдеров надвигающемуся глобальному переизбытку предложения.
Европа может столкнуться с еще более серьезными проблемами при сбыте СПГ за рубежом, поскольку ее собственный спрос падает, учитывая затраты и сложности, связанные с подходом Японии ко всей цепочке создания стоимости. Вместо этого ресурсы, возможно, лучше потратить на поддержку существующих усилий по сокращению спроса на газ и ускорению развития чистых энергетических технологий, а не на инвестиции в СПГ и контракты, которые лишь зафиксируют долгосрочную зависимость от ископаемого топлива.