Европейская комиссия одобрила, в соответствии с правилами оказания государственной помощи ЕС, меры Германии на сумму около 4,06 млрд евро для поддержки работы четырех FSRU по импорту СПГ компанией Deutsche Energy Terminal (DET). Эта мера способствует достижению целей Плана восстановления энергоснабжения, обеспечивая диверсификацию поставок энергоносителей и надежность газоснабжения.
В декабре 2022 года Германия зафрахтовала четыре FSRU и создала государственную компанию DET, которой было поручено управлять терминалами. Филиалы FSRU расположены в Брунсбюттеле, Вильгельмсхафене (в двух местах) и Штаде.
Эта мера направлена на устранение сбоев на энергетическом рынке, вызванных вторжением России в Украину и прекращением поставок трубопроводного газа из России в Германию. Газопроводы FSRU, два из которых быстро заработали, обеспечивают дополнительный маршрут импорта для замены части потерянного российского газа. FSRU — это временное решение до тех пор, пока в Германии не будут построены постоянные наземные терминалы сжиженного газа для обеспечения долгосрочных поставок газа.
Помощь в форме прямого гранта покрывает убытки, понесенные DET в связи с эксплуатацией FSRU до окончания срока их аренды. Поскольку они были зафрахтованы на пике энергетического кризиса, когда спрос и затраты были очень высокими, а ограниченные сроки их эксплуатации не позволяли полностью окупить затраты, ожидалось, что эти терминалы с самого начала будут работать в убыток. Ожидается, что общий чистый взнос в период с 2023 по 2033 год составит 4,06 миллиарда евро. В случае более высоких потерь, чем ожидалось, общий чистый взнос может составить 4,96 миллиарда евро.
Германия обязалась прекратить эксплуатацию терминалов Брунсбюттель и Штаде, как только запланированный наземный терминал сжиженного газа в этих местах начнет функционировать, что предотвратит перекрытие рынка. Как только наземные терминалы сжиженного газа будут введены в эксплуатацию, FSRU будут сдаваться в субаренду по рыночным ставкам в соответствии с международными заявками на участие, открытыми для всех участников торгов и местоположений, до истечения срока действия договоров аренды.
В дальнейшем пропускная способность терминалов будет выставлена на аукцион по трем различным продуктам: (i) минимальная техническая мощность, при условии обязательства по поставке, необходимая для обеспечения стабильной работы терминалов, следовательно, доступная в любое время для обеспечения надежности поставок газа; (ii) среднесрочная (3-4 года); и (iii) краткосрочный (один год). Германия также ввела меры предосторожности для устранения возможных неоправданных искажений конкуренции.
Комиссия оценила схему в соответствии с правилами государственной помощи ЕС, в частности статьей 107(3)(b) Договора о функционировании ЕС (TFEU), которая позволяет государствам-членам устранять серьезные нарушения в экономике.
В частности, Комиссия пришла к выводу, что:
- Эта мера необходима и уместна для устранения серьезных нарушений в экономике государства-члена. Он направлен на обеспечение безопасности поставок газа в исключительной ситуации, вызванной агрессией России против Украины и последующими перебоями в поставках газа.
- Помощь является соразмерной, поскольку она ограничена минимумом, необходимым для функционирования DET с учетом цели меры.
- Чтобы ограничить искажения конкуренции, Германия взяла на себя обязательство (i) прекратить эксплуатацию FSRU, как только начнут функционировать соответствующие береговые терминалы сжиженного газа, и (ii) ограничить пропускную способность рынка.
Исходя из этого, Комиссия одобрила немецкую меру в соответствии с правилами государственной помощи ЕС.