Экономический рост в любой точке мира невозможен без топлива, и природный газ является наилучшим его источником – надежным, доступным по цене и имеющимся в распоряжении большинства стран. Такое заявление сделал Саад Шерида Аль-Кааби, государственный министр по вопросам энергетики, президент и генеральный директор QatarEnergy, выступая на диалоге лидеров в рамках Всемирной газовой конференции в Пекине.
Господин Аль-Кааби подтвердил, что, хотя необходимы все виды топлива и разнообразный энергетический баланс, именно газ будет служить основой роста для всех экономик и останется ключевым энергоносителем на протяжении следующего столетия. Он подчеркнул, что природный газ сохранит свою значимость на глобальном энергетическом рынке в долгосрочной перспективе.
Министр отметил, что каждая страна будет формировать свой собственный, отличный от других, энергетический баланс. Это будет зависеть от таких переменных факторов, как прерывистость возобновляемых источников энергии: например, когда солнце не светит, ветер не дует или не выпадают осадки, необходимые для гидроэнергетики.
«Что касается нас в Катаре, – добавил Аль-Кааби, – у нас много солнечного света, и сегодня мы обеспечиваем 15% наших потребностей в электроэнергии за счет солнечной энергии. Мы работаем над удвоением этого показателя до 30%». Это демонстрирует стремление страны диверсифицировать источники энергии, не отказываясь от преимуществ газа.
Отвечая на вопрос о «чистом нуле» как экологической цели, Аль-Кааби заявил, что, хотя многие страны и компании объявили о приверженности достижению нулевых выбросов, сейчас становится очевидно, что многие отступают от этих планов. По его словам, люди осознают, что достичь «чистого нуля» к 2050 году очень сложно без реалистичного плана и без учета потребностей в энергии и экономическом росте.
Говоря о ходе реализации катарского проекта расширения Северного месторождения, Аль-Кааби сообщил: «К середине 2026 года мы запустим первую линию по производству сжиженного природного газа (СПГ) в рамках проекта North Field East, мощность которой составит 32 миллиона тонн в год. Впоследствии будут введены в строй и другие линии. Что касается проекта North Field West, он находится на стадии проектирования, а этап строительства начнется ориентировочно в 2027 году. Мы более чем удвоим производство СПГ с нынешних 77 миллионов тонн до 160 миллионов тонн, включая продукцию нашего проекта Golden Pass в Техасе, который будет запущен позднее в этом году».
«QatarEnergy станет крупнейшим в мире экспортером СПГ как компания. В то же время Катар как страна будет вторым по величине экспортером СПГ после США на очень долгое время», – заявил министр Аль-Кааби. «Мы будем играть очень важную роль, помогая экономикам по всему миру процветать и расти, поставляя самое чистое из доступных ископаемых видов топлива».
Он также сообщил, что QatarEnergy удваивает свои производственные мощности во многих сегментах нефтехимической промышленности. Компания строит крупнейшую в мире установку крекинга этана в США, которая, как ожидается, начнет производство в первом квартале 2027 года. Кроме того, в Рас-Лаффане возводится крупнейшая установка крекинга этана в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, запуск которой также запланирован на начало 2027 года. Эти установки предназначены для производства сырья для пластмасс и другой химической продукции.
«Таким образом, эти два проекта представляют собой крупнейшую единовременную инвестицию одной компании, осуществленную совместно с CPChem, нашими добрыми партнерами по обоим проектам», – добавил министр, подчеркивая масштаб сотрудничества и стратегическую важность этих нефтехимических комплексов.
Касаясь отношений с Китаем и его роли в энергетической отрасли, Аль-Кааби пояснил: «Рост Китая огромен. Они формируют хороший энергетический баланс, и их амбиции в области возобновляемых источников энергии значительно превзошли первоначальные планы. Они также увеличивают долю газа для удовлетворения своих растущих потребностей. Китай является нашим крупнейшим покупателем СПГ и партнером в расширении проектов North Field East и North Field South. Кроме того, мы строим большое количество судов в Китае в рамках нашей исторической программы строительства газовозов для СПГ».