Мировое судоходство делает уверенную ставку на сжиженный природный газ (СПГ) как на основное топливо для декарбонизации отрасли. Согласно новому отчету «The LNG Pathway» от международной коалиции SEA-LNG, СПГ не только доказывает свою экологическую состоятельность, но и предлагает наилучшие экономические условия в рамках новых правил Международной морской организации (IMO).
Спрос на суда, работающие на СПГ, продолжает стремительно расти. Только за первую половину 2025 года судовладельцы заказали 87 новых судов на двухтопливных двигателях, что значительно превышает 53 судна за аналогичный период прошлого года. Таким образом, общее число таких кораблей, уже работающих в море или строящихся на верфях, достигло 1369. Основной спрос приходится на крупные контейнеровозы, заказанные такими гигантами, как MSC, ONE, CMA CGM и Evergreen Marine.
Параллельно с ростом флота расширяется и инфраструктура заправки. Ключевые мировые порты демонстрируют впечатляющую динамику: объемы заправки СПГ в Роттердаме выросли на 7% по сравнению с прошлым годом, в Сингапуре — на 18%, а в Шанхае зафиксирован взрывной рост более чем на 60%. Это свидетельствует о том, что СПГ становится доступным и удобным топливом в глобальном масштабе.
Следующим шагом на пути к «зеленому» судоходству становится сжиженный биометан (био-СПГ), который уже активно используется в Европе. «Био-СПГ химически идентичен обычному СПГ и полностью совместим с существующими двигателями, не требуя смешивания, в отличие от биодизеля», — отмечает Стив Эсау, главный операционный директор SEA-LNG. Заправка этим экологически чистым топливом уже осуществляется в портах Бельгии, Нидерландов, Испании, Великобритании и Скандинавских стран, обслуживая самые разные типы судов — от круизных лайнеров до танкеров.
Ключевым выводом отчета стала экономическая привлекательность СПГ. Анализ показал, что суда, оснащенные СПГ-двигателями, окупают инвестиции в течение 4,5–5 лет. Для сравнения, альтернативные виды топлива, такие как аммиак и метанол, не окупаются даже за 15-летний период. Причина в том, что СПГ обеспечивает немедленное сокращение выбросов, в то время как суда на аммиаке и метаноле с первого дня требуют либо использования чрезвычайно дорогого «зеленого» топлива, либо покупки дорогостоящих разрешений на выбросы.
«Анализ затрат на соблюдение экологических норм показывает, что путь СПГ предлагает лучшую отдачу от инвестиций, — заключил председатель SEA-LNG Питер Келлер. — Более того, этот маршрут дает судовладельцам доступ к глобальной инфраструктуре, топливной гибкости и проверенным стандартам безопасности. Это практические аспекты, которые наша отрасль должна учитывать для реалистичного достижения климатических целей».