Компания KN Energies объявила о выборе подрядчика для реализации масштабного проекта по электрификации Клайпедского терминала сжиженного природного газа. По итогам международного открытого конкурса на выполнение работ по проектированию, закупкам и строительству победителем признана компания AB Kauno tiltai, специализирующаяся на дорожных, мостовых и инфраструктурных проектах.
Между KN Energies и AB Kauno tiltai подписан контракт на сумму 9,3 миллиона евро без учета НДС. В рамках этого соглашения подрядчик обязуется спроектировать и проложить электрический кабель, необходимый для плавучей установки хранения и регазификации СПГ FSRU Independence. Кабель пройдет по территории города Клайпеда и под Куршским заливом. Кроме того, на причале СПГ-терминала и на самом судне FSRU Independence будет спроектирована и построена необходимая инфраструктура для подключения к береговой электросети. Эта технология, известная как «береговое электроснабжение», позволяет судам, пришвартованным у причала, получать электроэнергию из наземной сети, отключая при этом собственные вспомогательные двигатели внутреннего сгорания.
В KN Energies сообщают, что FSRU Independence станет одним из первых СПГ-терминалов в Европе, где будет применяться такая передовая технология. Это нововведение представляет собой значительный шаг к повышению экологичности портовых операций.
Генеральный директор Kauno tiltai Алдас Русявичюс заявляет, что его компания стремится выполнить поставленные задачи в срок и с высоким качеством, полностью соответствуя ожиданиям клиента и даже превосходя их. Он признает, что впереди стоят непростые задачи, связанные как с уникальностью самого проекта, так и с необходимостью координации с иностранными поставщиками для обеспечения доставки и монтажа оборудования в чрезвычайно сжатые сроки. По его словам, специалисты Kauno tiltai уже спланировали применение особых технологических решений и обладают опытом реализации проектов подобного масштаба и значимости. Он выражает уверенность в способности команды внести свой экспертный вклад в эту важную инициативу KN Energies, направленную на устойчивое развитие, подчеркивая, что речь идет не только о подключении судна к электросети, но и о сокращении выбросов загрязняющих веществ и сохранении природы региона.
В настоящее время FSRU Independence работает полностью автономно, вырабатывая всю необходимую электроэнергию с помощью четырех бортовых двухтопливных двигателей, работающих на газе и дизельном топливе. После завершения проекта электрификации Клайпедского СПГ-терминала, судно FSRU Independence будет снабжаться электроэнергией, произведенной из возобновляемых источников. По предварительным оценкам, это позволит сократить выбросы CO2 СПГ-терминала примерно на одну треть.
Генеральный директор KN Energies Дарюс Шиленскис отмечает, что с конца прошлого года, после перехода FSRU Independence в собственность компании, KN Energies несет полную ответственность за выбросы, производимые этой инфраструктурой. Реализация проекта электрификации поможет уменьшить выбросы CO2 терминала до 30% и будет способствовать внедрению устойчивых решений, смягчающих воздействие на окружающую среду в Клайпедском регионе. Строительство линии электропередачи к СПГ-терминалу является одним из ключевых стратегических проектов компании в области устойчивого развития на период до 2030 года. Он также добавляет, что этот проект включен в Национальный план действий в области энергетики и климата на 2021–2030 годы.
Для финансирования проекта в начале апреля 2025 года было подписано соглашение о субсидировании с Агентством по управлению экологическими проектами. В рамках этого соглашения выделено 6 миллионов евро из Программы Модернизационного фонда Европейского Союза. Оставшуюся часть средств, необходимых для реализации проекта, компания планирует привлечь в виде кредитов от коммерческих банков.
KN Energies также получила одобрение Национального совета по регулированию энергетики на включение инвестиций в проект электрификации Клайпедского СПГ-терминала в регулируемую базу активов.
Ожидается, что весь комплекс работ по проекту будет завершен в течение трех лет, что ознаменует новый этап в эксплуатации стратегически важного для региона объекта.