В новом отчете Engine Retrofit Report компании Lloyd’s Register (LR) отмечается, что, несмотря на успехи морской индустрии в области переоборудования судовых двигателей для использования альтернативных видов топлива, критическая нехватка стимулов со стороны предложения грозит замедлить этот процесс.
С момента публикации первоначального отчета LR в 2023 году, в отрасли были завершены первые с 2015 года проекты по конверсии судов на метанол, а также продолжилось расширение числа верфей, способных выполнять такое переоборудование.
Тем не менее, в новом отчете подчеркивается, что стимулы, необходимые для ускорения внедрения альтернативных видов топлива, развиваются более медленными темпами. Несмотря на наличие нормативных актов, таких как FuelEU Maritime и система торговли квотами на выбросы (ETS) Европейского Союза, которые предусматривают штрафы за выбросы углерода, спрос на альтернативные виды топлива остается низким из-за отсутствия сильных стимулов для производителей топлива.
Неожиданным событием в 2024 году стало возрождение интереса к переоборудованию судов под СПГ, поскольку судовладельцы стремятся к немедленному сокращению выбросов углерода для соблюдения нормативных требований. В прошлом году было заказано более 305 судов, работающих на СПГ, что составляет около 14% от общего числа заказов на новые суда, и значительно опережает альтернативы, использующие метанол и аммиак.
Хотя СПГ предлагает решение для соблюдения нормативных требований в ближайшей перспективе, в отчете содержится предупреждение о том, что в следующем десятилетии потребуется более глубокое сокращение выбросов. Выбросы метана и долгосрочная доступность био-СПГ и е-СПГ остаются проблемами, но, поскольку цепочки поставок топлива с нулевым уровнем выбросов все еще находятся в зачаточном состоянии, многие операторы считают СПГ наиболее жизнеспособным вариантом для переоборудования на сегодняшний день.
Готовность цепочки поставок — еще один важный фактор, отмеченный в отчете. В нем содержится предупреждение о том, что без улучшения координации между производителями двигателей, поставщиками топливных систем и верфями, сроки выполнения проектов по конверсии могут растянуться более чем на 18 месяцев. Что касается нормативно-правовой базы, ожидается, что недавние поправки к Техническому кодексу МАРПОЛ Приложения VI по NOx упростят сертификацию переоборудованных двигателей.
Еще одной существенной проблемой, выявленной в первоначальном отчете, были ограниченные возможности верфей, способных проводить конверсию на альтернативные виды топлива. Хотя число таких верфей увеличилось (около 16 верфей, в основном в Китае и на Ближнем Востоке), в последнем отчете текущая мощность по переоборудованию оценивается примерно в 465 судов в год, что значительно ниже прогнозируемой пиковой потребности, превышающей 1000 конверсий в год.
Несмотря на медленное развитие новых заказов на переоборудование в 2024 году, разработчики двигателей активно готовятся к будущим потребностям рынка. Относительно более короткие сроки выполнения проектов по переоборудованию по сравнению со строительством новых судов означают, что в 2025 году может быть объявлено о большем количестве проектов, которые будут завершены в 2026 и 2027 годах.
В ответ на первоначальный отчет, в котором возможности верфей были названы потенциальным препятствием для переоборудования, LR разработала методологию оценки потенциальных верфей-кандидатов. Это дает судовладельцам уверенность в том, что выбранные партнеры смогут выполнить требования проекта по переоборудованию.
Глобальный технический директор LR Клоден Шарп-Патель сообщает, что новый отчет LR Engine Retrofit Report демонстрирует, что, хотя технологии и нормативные акты развиваются, необходимы решительные действия для обеспечения будущего топливного ландшафта. Технологии и мощности верфей для переоборудования судов совершенствуются, но без решительных действий по расширению цепочек поставок альтернативных видов топлива судовладельцы столкнутся с ростом затрат на соблюдение нормативных требований и неопределенностью в работе. Необходима большая нормативная ясность и инвестиции, чтобы преодолеть разрыв между амбициями и действиями.