Новый отчет аналитической компании Wood Mackenzie, озаглавленный «Каким будет мирный договор по Украине для энергетики», рассматривает различные сценарии урегулирования конфликта и их потенциальное влияние на энергетические рынки. В отчете, подготовленном командой Gas and LNG, анализируются три возможных варианта мирного соглашения с использованием модели LENS Gas Market Model. Эксперты изучают последствия каждого сценария с точки зрения санкций, торговых потоков и цен на энергоносители.
Массимо Ди-Одоардо, вице-президент по исследованиям газа и СПГ в Wood Mackenzie, говорит, что энергетика будет ключевой частью переговорной повестки дня любого мирного соглашения. Он добавляет, что снятие санкций США с российских СПГ-проектов станет минимальным требованием России, стремящейся подтвердить свои позиции в качестве глобального игрока на рынке СПГ. Ди-Одоардо также отмечает, что Евросоюз держит ключи к возможному возвращению российского газа в Европу, подчеркивая, что всеобъемлющее и взаимоприемлемое мирное соглашение является предварительным условием для любого значимого возвращения российского трубопроводного газа.
Первый сценарий, рассмотренный в отчете, – «Без быстрого мира». В случае, если соглашение не будет достигнуто, цены на газ останутся высокими на длительный срок из-за ограниченных поставок российского газа. Продолжение конфликта может привести к ужесточению санкций со стороны ЕС, который будет стремиться к большей независимости от российских энергоресурсов, возможно, введя запрет на импорт СПГ с проекта Yamal LNG и трубопровода TurkStream. Этот сценарий усиливает потребность в дополнительных поставках СПГ, что создает инвестиционные возможности для США и Катара.
Второй сценарий – «Вынужденный мир». Аналитики Wood Mackenzie считают, что наиболее вероятным исходом, исходя из текущей динамики переговоров, является мирное соглашение, фактически навязанное Украине США и Россией. В этом случае произойдет лишь ограниченное возвращение российского трубопроводного газа и СПГ на рынок. США могут смягчить санкции на экспорт российского СПГ для заключения соглашения, но вероятный запрет ЕС на «Арктик СПГ-2» ограничит зимний экспорт и годовую добычу на уровне 6 млн тонн. В то же время ЕС вряд ли захочет увеличивать зависимость от российского трубопроводного газа, хотя определенные дополнительные поставки в Венгрию и Словакию через Украину возможны, чтобы предотвратить вето пророссийски настроенных членов блока на продление санкций ЕС против России. Такое ограниченное возвращение российского газа и СПГ способствует более быстрому восстановлению баланса на рынке и снижению цен. Некоторые американские СПГ-проекты, находящиеся на стадии принятия окончательного инвестиционного решения (FID), могут столкнуться с задержками, но общее влияние на новые инвестиции в СПГ может быть умеренным.
Третий сценарий – «Стабильный мир». В случае достижения всеобъемлющего и взаимоприемлемого мирного соглашения, подписанного всеми сторонами, откроется путь для значительных объемов российского газа в Европу. Европа может рассмотреть возможность увеличения импорта российского трубопроводного газа до 50 млрд кубометров в год. Одновременно снятие санкций США на российский СПГ увеличит экспорт до 12 млн тонн в год. В результате европейские цены на газ (TTF) могут упасть значительно ниже 8-9 долларов США за миллион BTU, которые Wood Mackenzie прогнозирует уже в 2028-2029 годах, что приведет к недозагрузке мощностей СПГ в США и задержкам в реализации ряда ожидаемых проектов FID по СПГ на годы вперед. Цены на газ Henry Hub в США, в свою очередь, также снизятся из-за меньшего, чем ожидалось, экспорта СПГ, что поддержит использование газа для производства электроэнергии внутри страны и снизит цены для американских потребителей. Однако в этом сценарии американский СПГ окажется «побочным ущербом», поскольку в среднем 25 млн тонн мощностей в год будут недозагружены в течение следующих пяти лет.
Ди-Одоардо добавляет, что исход текущих переговоров о мирном соглашении между Россией и Украиной остается крайне неопределенным. Он полагает, что все сценарии возможны, включая их комбинации, однако последние события указывают на большую вероятность мирного соглашения, при котором США и ЕС придерживаются разных подходов к снятию санкций.