Согласно последним данным платформы DNV Alternative Fuels Insights (AFI), 2024 год в морской отрасли привел к значительному росту заказов на суда, работающие на альтернативном топливе. Всего было заказано 515 таких судов (без учета перевозчиков СПГ), что на 38% больше по сравнению с 2023 годом, что подчеркивает растущую приверженность отрасли декарбонизации.
Рост заказов на суда, работающие на альтернативном топливе, в значительной степени обусловлен бумом строительства новых контейнеровозов и автомобильных перевозчиков за последние три года. В 2024 году 69% всех заказов на контейнеровозы приходилось на суда, способные работать на альтернативных видах топлива, которыми управляли грузовладельцы, реагирующие на требования потребителей к более экологичным методам, и линейные компании, готовящиеся заменить устаревший тоннаж. Предпочтительным видом топлива в этом сегменте был СПГ (67%). В общей сложности на сегменты контейнерных перевозок и автомобильных перевозчиков пришлось 62% всех заказов на альтернативное топливо в 2024 году.
Кнут Эрбек-Нильссен, морской директор DNV, сказал: “Поскольку мы работаем над обезуглероживанием отрасли, нас обнадеживает рост числа судов, работающих на альтернативном топливе, за последние несколько лет. Хотя последние цифры обнадеживают, мы должны продолжать двигаться вперед. Технологический переход идет полным ходом, но запасы альтернативного топлива по-прежнему невелики. Как отрасли, нам необходимо работать с поставщиками топлива и другими заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить судоходству доступ к своей доле альтернативных видов топлива в будущем. Также важно, чтобы безопасность моряков была обеспечена по мере того, как мы осуществляем этот переход. Это потребует инвестиций в повышение квалификации и обучение персонала».
СПГ был не единственным видом топлива, занимавшим умы судовладельцев, поскольку к 2024 году они сделали ставку на множество альтернативных видов топлива. Было добавлено 166 заказов на метанол (32% от общего числа заказов AFI), что отражает растущий интерес shipping к разнообразным видам топлива, поскольку она стремится сократить выбросы парниковых газов. Большая часть этих заказов на метанол (85) пришлась на сегмент контейнеров.
В то время как в начале года метанол стимулировал новые заказы на строительство судов, работающих на альтернативном топливе, к концу года СПГ стал предпочтительным альтернативным топливом в отрасли. Количество заказов на суда для сжиженного газа, размещенных в 2024 году, составило 264, что более чем вдвое больше, чем в 2023 году (130).
Производство аммиака продемонстрировало многообещающую динамику в первые месяцы года и продолжало расти в течение всего 2024 года. В общей сложности было размещено 27 заказов на суда, работающие на аммиачном топливе, по сравнению всего с восемью за весь 2023 год. Первые заказы на суда, не работающие на газомоторном топливе, работающем на аммиаке, были размещены в 2024 году (10), в основном в сегменте балкеров (пять). Хотя производство аммиака все еще находится на ранних стадиях, это является еще одним свидетельством появления аммиака на рынке альтернативного топлива.
Количество судов, работающих на сжиженном газе, в эксплуатации удвоилось в период с 2021 по 2024 год, при этом в 2024 году было осуществлено рекордное количество поставок (169). К концу 2024 года в эксплуатации находилось 641 судно, работающее на сжиженном газе. Согласно книге заказов, ожидается, что к концу десятилетия это число удвоится.
В то время как инфраструктура бункеровки для некоторых альтернативных видов топлива остается недостаточно развитой, бункеровка СПГ набирает обороты. Количество эксплуатируемых судов-бункеровщиков СПГ за последний год выросло с 52 до 64, и ожидается, что в 2025 году рост продолжится. Ожидается, что значительный разрыв между спросом и предложением на бункеровку СПГ увеличится в течение следующих пяти лет, исходя из объема заказов. Решение этой проблемы путем развития соответствующей инфраструктуры для альтернативных видов топлива – как для судов, так и для бункеровки – может создать сигналы спроса, стимулирующие долгосрочное производство топлива. Ожидается, что благодаря нормативному пакету ЕС «Fit for 55», устанавливающему требования к большой сети портов для обеспечения инфраструктуры бункеровки СПГ, доступность СПГ в портах возрастет.
Джейсон Стефанатос, директор по глобальной декарбонизации DNV, прокомментировал: “Рыночные условия, развитие инфраструктуры, обновление производства топлива и потребности грузовладельцев — все это формирует спрос на различные виды топлива, как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Изменение тенденций в заказах на СПГ и метанол в этом году может быть связано с медленным развитием производства экологически чистого метанола. В долгосрочной перспективе экологически чистый метанол потенциально может стать частью энергетического баланса наряду с аммиаком. Параллельно СПГ предлагает жизненно важный альтернативный вид топлива, извлекающий выгоду из существующей инфраструктуры и краткосрочного сокращения выбросов, а также способный выступать в качестве долгосрочного решения при условии, что возобновляемый природный газ будет доступен и предоставляться по конкурентоспособной цене”.