Австралийские потребители газа сталкиваются с неоправданно высокими ценами на энергоносители, поскольку производители отдают приоритет экспорту на прибыльные спотовые рынки сжиженного природного газа (СПГ). Об этом говорится в новом отчете Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA).
IEEFA заявляет о срочной необходимости новых политических решений для облегчения проблем, с которыми сталкиваются потребители газа в Австралии. Кроме того, в отчете развенчиваются призывы к увеличению поставок газа для устранения надвигающегося дефицита газа в восточных штатах.
Совсем недавно Австралийская комиссия по вопросам конкуренции и защиты потребителей (ACCC) выразила обеспокоенность по поводу будущих поставок на газовый рынок восточного побережья, начиная с 2027 года. В своем последнем отчете ACCC призвала к снижению нормативных барьеров, чтобы стимулировать разработку и добычу новых месторождений газа. Однако в отчете IEEFA утверждается, что новая добыча не снизит риск дефицита предложения и что вместо этого требуются более инновационные политические решения.
Ведущий аналитик IEEFA по австралийскому газу, Джош Рансимен, отмечает, что сосредоточение внимания на разработке новых месторождений газа не является решением надвигающегося дефицита предложения на восточном побережье. Он констатирует, что эти меры последовательно терпели неудачу в течение последних нескольких лет. Правительства и энергетические агентства, включая ACCC, должны изучить другие решения; в частности, им следует рассмотреть возможность перенаправления экспорта СПГ на внутренний рынок.
В отчете IEEFA отмечается, что на долю СПГ-индустрии приходится около 80% общего потребления газа в Австралии. Развитие сектора экспорта СПГ в Квинсленде совпало с ростом цен на газ для внутренних потребителей. Особенно сложными рыночные условия стали для крупных промышленных потребителей газа, что привело к закрытию производственных объектов, в том числе Incitec Pivot и Qenos.
В последние годы экспорт газа превысил уровни, требуемые по долгосрочным контрактам, поскольку экспортеры стремились извлечь выгоду из высоких цен на спотовых рынках СПГ. Это произошло в то время, когда производители СПГ в Квинсленде стали нетто-потребителями газа с восточного побережья. Перенаправление этого дискреционного экспорта на внутренний газовый рынок с помощью экспортных ограничений или аналогичных механизмов может значительно ослабить опасения по поводу поставок. Например, дополнительный объем газа, экспортированный экспортерами СПГ Квинсленда в 2023 году, составил 150% от ожидаемого дефицита предложения в 2030 году.
Рансимен добавляет, что мировые рынки СПГ вскоре столкнутся с беспрецедентным избытком новых дешевых поставок. В этом контексте перенаправление газа для внутреннего использования окажет минимальное влияние на экспортеров СПГ и предоставит возможность решить проблему поставок на восточном побережье, обеспечивая сохранение рабочих мест и навыков в газоемком производстве.
В отчете IEEFA также рассматриваются способы устранения надвигающегося дефицита предложения с помощью относительно простых и экономически эффективных мер со стороны спроса. В нем определяются широкие возможности для дальнейшего стимулирования электрификации и повышения энергоэффективности как в домашних хозяйствах, так и в промышленности, что может существенно улучшить перспективы спроса и предложения на восточном побережье.
Рансимен заключает, что постоянные призывы к новой добыче газа не изменили вероятность будущих дефицитов поставок на газовом рынке восточного побережья. Однако, к счастью, есть много других способов улучшить перспективы спроса и предложения и снизить риски дефицита поставок. Эти варианты, скорее всего, будут дешевле, с меньшими выбросами и улучшат работу газового рынка восточного побережья.